?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у anastasiyavel в Проповеди иеромонаха Илии (Копылова). Оптина пустынь
Оригинал взят у onisifort в Проповеди иеромонаха Илии (Копылова). Оптина пустынь
o.Iliia

Проповедь священника - это слово Божие, которое мы слышим в православном храме.
В последнее время среди ярких проповедников Русской Православной Церкви одними из трогательных стали проповеди иеромонаха Илии (Копылова). Вот одна из них:
Проповедь о том, что во всем необходимо надеяться на Бога
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Великий дар человеку - вера. Ведь каждый из нас, ложась спать, верит, что проснется утром. И собираясь на работу, надеется благополучно добраться до нее. Моряки верят, что вернутся из плавания домой, строители, собираясь возводить дом, надеются, что он будет построен, земледельцы подумывают о сборе урожая, сажая пшеницу.
Показать полностью.. И так все наше земное время проходит в вере и надежде на лучшее. И благо, когда мы имеем упование на Бога, а не на свои силы. Тогда надежда и вера наша не будут тщетны.

Но Господь, желая всем спасения, дает каждому свой крест, свои испытания на жизненном пути. И чтобы мы не отчаивались, когда становится невыносимо трудно, Он открывает тайну Своего Божественного действия в человеке, говоря: «Сила Моя в немощи совершается» (ср.: 2 Кор. 12, 9).

«Но как же, - спросит кто-либо, - сила может совершаться в немощи? Ведь физически немощной человек зачастую даже не в состоянии подняться с постели?» Как могут одновременно пребывать в одном теле и как могут сочетаться между собою сила и немощь?

На этот вопрос отвечает апостол Павел, говоря: «Когда я немощен, тогда силен» (ср.: Там же, 10), потому что крепость души совершается немощью плоти. Немощь порождает смирение, а смирение приводит человека к познанию своего ничтожества, изгоняя из сердца гордыню.

Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Петр. 5, 5). Да, ту самую благодать и силу, которая научает нас радоваться в скорбях и гонениях, терпеть напрасные обиды и невыносимые страдания.

Наш преподобный Оптинский старец Амвросий говорил: «Человек как жук. Когда теплый день и играет солнце, то он летит, гордится собою и жужжит: все мои леса, все мои луга! Но стоит солнцу скрыться и подуть холодному ветру, как тут же забывает жук про свою удаль, прижмется к листку и только пищит: “Не спихни!”»

Подобным образом и жизненные обстоятельства смиряют человека, приводя его к осознанию своей немощи. И тогда, действенно понимая, что он никто и ничто, человек начинает искренне просить Бога о помощи.

«Лишь только смирится человек, - говорил преподобный старец Амвросий, - как тот час же смирение поставляет его в преддверии Царствия Небесного, которое несть брашно и питие, но правда, и мир, и радость о Духе Святом».

Ведь возлюбившим Бога все содействует ко благу - и скорби, и радости. И как говорит святитель Иоанн Златоуст, что сами их бедствия употребляет Господь для прославления бедствующих. И в смиренной немощи страдальцев за Христа совершается Сила Божия. Потому что только тогда, когда человек искренне осознает свою немощь и понимает, что своими силами ему не понести испытаний, тогда Господь являет Свою силу, дабы посрамить самонадеянных гордецов.

Как гребцы, идущие против течения, немало тратят сил, налегая на весла. Так и самонадеянный человек, сколько бы сил не потратил, однако, утомившись, все равно смирится с быстрым течением промысла Божия.

Посему и Евангелие обличает самонадеянных, рассказывая о человеке, мечтающем построить множество житниц для обильного урожая пшеницы, но услышавшем слова Господа: «в сию нощь душу твою истяжут от тебя» (см.: Лк. 12, 16-20).

Несчастный. Он радовался, что получит огромную прибыль и хвалился своею мнимою властью и силою. А ночью ему надлежало умереть. Разве не безумие это? Человеку оставались считанные часы, а он помышлял об изобилии пшеницы.

Блажен тот, кто во всем уповает на Господа и предал себя воле Божией. Блажен, кто всегда помнит о смерти и подобно птице возносится умом в горние обители, ища Небесного Царствия и правды его.

Блажен, кто на каждый час, каждое мгновение приготовляет душу свою к жизни вечной, всегда пребывая пред Лицем Святой Троицы. Ибо в смиренных и верных чадах Господа совершается сила Божия.

Горе же человеку, надеющемуся на себя и на свои силы. Каким бы талантливым, искусным и каким бы могущественным он ни казался, ожидает его возмездие за безумие свое. Ибо тщетна надежда его, потому что вместо благодарности Богу он превозносится и в гордыне своей потерял разум.

Надо сказать, что неблагодарные не имеют надежды и вовсе. Как можно говорить о надежде самонадеянному? Подобно тому, как дом, построенный на песке, подвергается разрушению во время небольшого ветра, как посуда, соделанная из воска, тает от малого огня, как льдина, принесенная в теплую избу, превращается в воду, так и самонадеянность не имеет твердого упования, а потому - погибельна.

Напротив, верные Господу никогда не перестают благодарить и прославлять Его. Будет ли то мирное и благополучное время, либо же время бедствий и скорбей. Они всегда возносят хвалебные песни Богу, имея надежду только на Него. Ибо всякое даяние благо от Бога есть (Иак. 1, 17).

Благ Господь и все благое от Него подается. Праведникам даруется как достойным. Грешникам – по милости. Чтобы через благодеяния мы пришли в покаяние.

Мнимое могущество человека подобно реке, которая по весне набирает в себя воды и разливается так широко, что даже нередко затопляет прибрежные хутора. Но к осени бывает настолько мелководна, что более похожа на малый, еле текущий ручей.

Так и человек, облеченный богатством, образованностью или властью, недолговечен на земле. Придет время, и он сравняется со всеми ушедшими в вечность и предстанет перед праведным Судией.

А посему самое драгоценное для человека на земле – это смирение. Нет ничего безценнее и ничего краше этой великой добродетели. Посему и сила Божия совершается в смиренных сердцем, в тех, кто истинно познал свою немощь и не надеется на себя. Блаженны вси надеющиеся нань (Пс. 2, 12)».

Никакие поношения да не станут причиной к ненависти ближнего, никакие утраты в преходящих вещах да не смущают нас. Ибо если мы смирили себя пред Богом и осознали свою немощь, если постоянно помним о вечности и желаем нетленного богатства, то никакие убытки в вещах временных не смогут расстроить нас. И если желаем славы и вечного блаженства со Христом, то будем за все случившееся с нами благодарить Бога.

Кто обрел смирение, тот любит личных врагов своих. И за терпение от них временных обид надеется обрести прощение грехов.

Кто познал свою немощь, тот искренне считает, что не может сам исполнить заповеди, но усердно молится, чтобы Господь помог совершить заповеданное. А Бог ждет от нас смиренной покаянной молитвы и слез, чтобы совершилась сила Его и на нас, грешных. Аминь.



Profile

vvalentinakrama
Валентина Крамаренко

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel